Историческая справка

 

 

 

Из истории Бокситогорской средней школы № 3

                   Бокситогорская средняя школа была открыта в 1963 году.

            Открытие нового учебного заведения в 1963 году было целым событием в жизни горожан. В новую школу перевели около 800 учащихся из классов «Г», «Д», «Е.» первой и второй школ города. Классы были переполнены, дети учились в две смены.

           До 1966 года Бокситогорская школа № 3 была восьмилетней. Первым директором был назначен Н.Ф. Монастыршин (годы жизни 1917-1982 г.г.), который бессменно руководил  ею в течение пятнадцати лет. Николай Федорович был человеком во всех отношениях незаурядным. Он родился в Сибири. Участник Великой Отечественной войны, был ранен, имел боевые награды. После войны работал учителем начальных классов, затем окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета и преподавал историю. К 1963 году за его плечами был опыт работы заместителя директора школы в Мозолево, руководителя школы-интерната в Бокситогорске.

        Под руководством Николая Федоровича началось озеленение пришкольной территории. Те  тополя, что растут сегодня возле школы, посажены руками ее первых учеников. Усилиями  учащихся и педагогов был создан пришкольный участок, где выращивали овощи для школьной столовой в таком количестве, что их хватало на весь год. Зачастую директор сам садился за руль  старенького трактора и пахал землю. Перед зданием школы был разбит прекрасный цветник.

          Предметом неустанной заботы Николая Федоровича было оснащение учреждения современным  оборудованием. Благодаря его энергии и неутомимости школа была обеспечена ТСО, радиофицирована. В каждом классе был установлен репродуктор, с помощью радио важнейшая  информация доводилась до сведения учащихся и педагогов. Учебные кабинеты   оборудовались телевизорами, имелось два лингафонных кабинета. Это позволяло совершенствовать учебный  процесс. Проводились телеуроки.

           Школа славилась духовым оркестром, который играл на праздниках и вечерах отдыха. В учебном  заведении царила идеальная чистота, ее поддерживали сами учащиеся: натирали до блеска  паркет, мыли парты, окна, стены.

           Николай Федорович стоял у истоков замечательных школьных традиций. Каждое лето  учащиеся под руководством педагогов школы совершали туристско-краеведческие экспедиции, в  ходе которых собирали и систематизировали материалы по истории края.

          Ежегодно весь коллектив школы во главе с директором принимал участие в военно-спортивной игре «Зарница». Тринадцать раз команда школы представляла Бокситогорский район в областном туре игры.

             В школе действовала пионерская и комсомольская организации. Пионерская дружина носила   имя Николая Островского. В 1972 делегация школы участвовала в параде пионерских дружин на  Дворцовой площади Ленинграда в честь 50-летия со дня рождения пионерской организации.  Пионерская дружина школы стала победителем всесоюзной операции по сбору макулатуры  «Миллион Родине».

           В школе практиковались новые формы воспитательной работы. Было налажено тесное  сотрудничество с коллективом глиноземного цеха Тихвинского глиноземного завода. Положительный опыт этого взаимодействия отмечала в 1966 году в своем выступлении на сессии Бокситогорского городского совета ныне покойная заведующая городским отделом народного образования А.К. Арапова: «Интересный опыт сложился у нас в Бокситогорской средней школе № 3. Коллектив глиноземного цеха Тихвинского глиноземного завода взял шефство сначала над некоторыми трудными классами, а затем и над всей школой. Третий год школа и цех решают вопросы воспитания детей совместно: шефы участвуют во всех мероприятиях школы, начиная от первого звонка и кончая организацией летнего отдыха детей. Над каждым классом шефствует отдельный коллектив – смена или служба. Шефы и ребята взаимно обмениваются социалистическими обязательствами и  ежемесячно проверяют их выполнение, проводят совместные слеты в цехе и в школе.

          Многие эффективные виды и формы работы вошли в практику шефов из глиноземного цеха: посещение уроков, встречи с ударниками ком-мунистического труда, совместные собрания с родителями в классе, собрания с ребятами в цехе, беседы с родителями, посещения их на дому, совместные прогулки на лыжах, культпоходы в кино, обмен подарками и индивидуальное шефство над «трудными детьми». Это кропотливая, порой очень утомительная работа, и берутся за нее только люди с добрым сердцем. Но она нужна многим детям, по нашей вине, вине взрослых, нуждающимся в этой помощи…».

          Особое внимание уделял Н.Ф. Монастыршин подбору педагогических кадров и формированию педагогического коллектива. Нина Андреевна Дьяченко вспоминает о том, как устраивалась в 1977 году на работу в третью школу: «Диплом об окончании Ташкентского педагогического института был изучен Николаем Федоровичем тщательным образом. С интересом расспрашивал об учебе, о жизни. Беседа продолжалась около часа. Первое впечатление от общения – умный, проницательный, требовательный, обладающий чувством юмора – подтвердилось в дальнейшем».

            Среди педагогов, которые создавали школу, много замечательных имен: Козлова Ю.А., Петрова В.Н., Горская А.А., Монастыршина В.Н., Серебрякова Л.Д., Анищенко Н.В., Соловьева Л.Д, Тихонова А.Т., Тихова А.Г., Яковлева Р.А., Вертебная В.Н., Труфанова Н.Г., Леонтьева В.А., Дубовик С.В., Скворцов К.А., Котомов В.С., Смирнова А.М., Саморева Л.И., Румянцева Т.Н., Авдюнина И.Д., Герман А.И., Серегина Л.П., Мягчилова Р.Н.,  Титов С.А., Ершова Л.И., Киршичева В.В. и многие другие.

           В последующие десятилетия Бокситогорская средняя школа № 3 развивалась под руководством Дубовика С.В., Нурышевой А.И., Андревой Т.П., Мишуковой Н.А. Калязиной Н.В., Кузиной Н.П.

        В 2000-е годы – начался новый этап в развитии образовательного учреждения, для которого характерны гуманистическая и демократическая направленность, открытость и связь с общественностью, сотрудничество всех участников образовательного процесса, формирование творческой среды.

        За эти годы сложилась система управления образовательным учреждением. В ее структуре  с 1997 года действует Попечительский совет, который в разные годы возглавляли Немой Б.К., Голованов А.А., Федоров А.Н., Пуршега И.В., Глущенко Р.О. В школе функционируют Совет школы, Методический совет, Совет наставников, Совет трудового коллектива, органы ученического самоуправления  (Совет старшеклассников и Старостат).

         В соответствии с требованиями времени в образовательном учреждении осуествляются новые подходы к содержанию образования: образовательная программа школы разрабатывается и реализовывается всеми участниками образовательного процесса.

           В школе накоплен опыт работы классов педагогической, социально-экономической направленности. Сегодня в старших классах реализуется социаль-но-экономический профиль, в 8-9 классах осуществляется предпрофильная подготовка. При организации процессов воспитания педагоги опираются на проектную социально-значимую деятельность учащихся.

            В начальной школе с 2010 года введены новые ФГОС.

        Школа – это учреждение, где учатся все участники образовательного процесса. Бокситогорская школа № 3 всегда славилась высоким уровнем организации методической работы. Сегодня методическая служба образовательного учреждения включает Методический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, творческие проблемные группы.

         Руководит методической деятельностью замечательный педагог, педагог — новатор, прекрасный организатор Калязина Н.В., заместитель директора по УВР. Благодаря ее профессионализму в школе развивается инновационная деятельность, реализуются проекты «Демократизация управления школой как средство ее развития», «Достопримечательности Ленинградской области», «Возьмемся за руки, друзья!», «Музыкальную культуру каждой семье» и др.

         В школе проводятся различные конкурсы: для педагогов – «Лидер ОУ», «Лучший пользователь ПК», для учащихся – «Класс года», «Спортсмен года», «Самый читающий класс», «Лучший читатель школы», «Лучший дежурный ученик» и др.

          На протяжении ряда лет педагогический коллектив работает над методической темой «Освоение личностно-ориентированного обучения и воспитания – задача времени». Учителя школы используют в работе различные образовательные технологии (развивающего обучения, информационно-коммуникативные, сотрудничество, здоровьесберегающие, проектные, тестовые), что позволяет повысить качество знаний учащихся и уровень обучения.

         Педагоги успешно представляют свой опыт, участвуя в конкурсах профессионального мастерства. Среди учителей  школы:

  • лауреаты областного конкурса «Учитель года» разных лет: Горлова И.В., Мягчилова Н.В., Инсарова Т.О.,
  • победитель районного конкурса «Учитель года – 2013» Каварзина Л.А., призеры разных лет –  Нежикова Г.В., Масленникова Н.Р.,
  • победитель районного конкурса классных руководителей «Классный, самый классный – 2013» Мягчилова Н.В., призеры разных лет – Лимина Т.В., Гудзенко Н.С., Тихомирова Е.А., Нестерова С.Н.,
  • призеры районного конкурса «Мы  — молодые» — Черепанова О.В.,  Павлова Е.Е.,
  • победители районного конкурса «Лучшие проекты в образовании» Елецкая Я.А., Калязина Н.В., победитель Всероссийского конкурса «Один день из жизни учителя» Тихомирова Е.А.

          Педагоги школы участвуют в районном методическом поезде, в районных и областных семинарах, в Областной ярмарке инноваций в ЛОИРО (отмечены дипломами и грамотами Калязина Н.В., Горлова И.В., Елецкая Я.А., Мягчилова Н.В., Чистякова Е.Я., Каварзина Л.А., Нестерова С.Н.).

       Под руководством Калязиной Н.В. школа участвует в распространении инновационного опыта по разным направлениям деятельности: работа с родителями, профильное обучение, система работы с одаренными детьми, управление школой, адаптация молодых специалистов. Формы разнообразны: Неделя успеха молодых специалистов, открытые родительские собрания и педагогические советы, конференции и семинары, дни открытых дверей и ярмарки достижений, методические дни, публичные доклады и встречи за круглым столом.

        В школе выстроена воспитательная работа, основанная на системе традиционных дел и социально-значимой деятельности, которую возглавляет заместитель директора по УВР Чистякова Е.Я. Сохраняются лучшие традиции школы: в рамках туристско-краеведческого движения проводятся туристические походы и слеты, ведется военно-патриотическое воспитание: смотры строя и песни, чествование ветеранов, мероприятия, посвященные памяти Великой Отечественной войны, организуются праздники.

       Школьные инновации – это День толерантности, День рождения первого директора школы Н.Ф. Монастыршина, выборы Совета старшеклассников, экономическая игра «День дарения школе», День свободного расписания, Церемония награждения по итогам учебного года, игра на местности «Бокситогорск в годы Великой отечественной войны».

          Все школьные мероприятия проходят в тесном сотрудничестве  всех участников образовательного процесса. Традиционно в школе уделяется большое внимание работе с родителями. Практикуются такие формы взаимодействия, как родительский лекторий, педагогические конференции, конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я — компьютерная семья», «Родительское собрание – школа для взрослых», «Семья года», «Лучший родительский комитет», проведение Дня открытых дверей. Родители – главные помощники школы во всех делах.

          За последние десять лет произошли значительные изменения в укреплении материально технической базы образовательного учреждения, важнейшим из которых является информатизация. В школе имеется компьютерный класс, ряд учебных кабинетов оборудованы компьютерами и интерактивными досками, начальная школа обеспечена нетбуками. Школа подключена к сети Интернет, что позволяет педагогам вести электронные классные журналы, использовать в работе ИКТ-технологии, облегчает документооборот. Наличие локальной сети и собственного сайта ускоряет процессы информирования участников образовательного процесса

         Предметом постоянной заботы и результатом титанической деятельности директора школы Н.П.Кузиной является поддержание в надлежащем состоянии здания школы и эстетического содержания помещений, оборудование кабинетов современной мебелью и оснащение учебного процесса современными средствами обучения.

         Огромная заслуга директора – создание в образовательном учреждении атмосферы  хозяйственной распорядительности, заинтересованности каждого педагога в пополнении и рациональном использовании имеющихся материальных ресурсов.

         Важное значение Наталья Палладьевна придает формированию и сплочению педагогического коллектива, созданию благоприятного микроклимата в школе.

          Этому способствует ее грамотная кадровая политика, организация работа с молодыми педагогами, тесное сотрудничество с Советом трудового коллектива.

            Основными направлениями деятельности СТК являются работа с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами педагогического труда, забота об условиях труда и быта педагогов. Традиционными стали ежегодные туристические поездки педагогического коллектива в конце учебного по городам России. Большая заслуга в организации эффективной деятельности СТК принадлежит Масленниковой Н.Р.,  Павловой Е.Е.

           Многолетняя сплоченная работа педагогического коллектива, который видит и понимает свои задачи и стремится их выполнить, дает положительные результаты.

           Школа на протяжении ряда лет удерживает пальму первенства в районе по результатам участия во Всероссийской олимпиаде школьников.

           Учащиеся БСОШ № 3 под руководством педагогов добиваются высоких результатов  на областном уровне: Гудович О.  – призер олимпиад  по русскому языку и краеведению,  Морозова Т. – призер олимпиад по праву и избирательному праву, Ефремова С. – призер олимпиады по истории, Николаев Д. – призер олимпиады по праву, Николаева А. – призер олимпиады по краеведению.

       Виноградова Ю. – победитель региональной олимпиады по избирательному праву, удостоена премии Президента РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта « Образование» в части поддержки талантливой молодежи.

             Клусевич А. – дважды становился участником заключительно этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике.

            Традиционно большое внимание в школе уделяется организации исследовательской деятельности. Среди учащихся школы:

  • лауреаты Всероссийского конкурса исследовательских работ в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» Сирик А., Соколова А., Булыгина Л.;
  • дипломанты Международных конференций «Юность. Наука. Культура», проходящих под эгидой Малой академии наук РФ – Абашидзе В. и Ефремова С., дипломант международной олимпиады «Россия-Беларусь: историческая и духовная общность» – Кононеко О.;
  • победители регионального конкурса на знание географии, истории и культуры Республики Польша – Овезов А., Киселев И.

       Учащиеся школы активно участвуют и добиваются высоких результатов  в многочисленных Всероссийских и Международных интеллектуальных конкурсах. В течение девяти лет десятиклассники школы становились победителями и призерами районного конкурса «Ученик года».

          Среди выпускников школы разных лет — более 40 медалистов, два стипендиата Губернатора Ленинградской области – Булынчив А. и Андреева К. Свыше 80 % учащихся ежегодно поступают в высшие учебные заведения.

            В 2013 году по результатам ЕГЭ образовательное учреждение вошло в число 45 лучших  школ Ленинградской области.

                 Деятельность образовательного учреждения получила общественное признание:

  • Школа – лауреат всероссийского конкурса работников образования «Урок толерантности»,
  • Лауреат областного конкурса «Школа года – 2008».
  • Школа — лауреат всероссийского конкурса » 100 лучших школ России -2013″
  • Школа внесена в реестр Всероссийской Книги Почета как лучшее учреждение района

              Педагогический коллектив награжден:

  • Почетным дипломом Законодательного Собрания Ленинградской области «За большой вклад в дело воспитания и образования подрастающего поколения и в связи с 40-летием учреждения» — 2003
  • Грамотой «За большую работу по развитию туризма и краеведения в школе»
  • Грамотой «За большой вклад в дело экологического образования и воспитания»
  • Грамотой «За активное участие в заключительном этапе областного конкурса «Дети против наркотиков»
  • Дипломом «За активное участие во Всероссийской акции «Неделя добра» 2007

Школа отмечена:

  • Благодарственными письмами Губернатора Ленинградской области за выпуск медалистов — 2004, 2005. 2006, 2008, 2009, 2011,  2012, 2013.
  • Сертификатом за достижение высоких результатов в Международной Интернет-олимпиаде  «Эрудиты планеты -2008» и многими другими.

         Школа, бережно храня память о прошлом, стремится преумножать славу и традиции прошлых лет, создает все необходимые условия для получения качественного и доступного образования.

И.В. Горлова

 

Просмотров: 401